Выставка занимает 1500 квадратных метров и представляет более 1000 уникальных экспонатов 15 - 19 веков. Экспозиция разделена на тематические зоны, что позволит гостям в прямом смысле пройти «Путь воина» и ощутить все этапы жизни, через которые проходил самурай.
|
Жемчужина коллекции - доспех Ода Нобунага
Самый необычный предмет в коллекции проекта – доспех легендарного военачальника Ода Нобунага (1534-1582). Уникальный военный правитель Японии, беспощадный, но гениальный полководец Нобунага был также и признанным администратором. Именно он объединил страну после многовековой гражданской войны и положил начало эпохе мира.
Этот доспех, являясь венцом искусства создания защитного обмундирования того времени, носит имя «Черный демон». Он выполнен в соответствии с высочайшими стандартами и является произведением искусства. Каждая, даже самая мелкая металическая часть, украшена тончайшими гравировками серебром и золотом. По преданию, маска для этого доспеха была сделана по специальному заказу владельца, пожелавшему, чтобы она имела сходство с чертами его лица. |
Жемчужина коллекции - меч мастера Мурамаса
Клинки этого мастера, и это единственный пример в истории, подвергались официальным гонениям, но, несмотря на это, всегда оставались объектом страстного желания самураев, а позже – и коллекционеров. С мечами Мурамаса связано огромное количество мистических историй. По легенде, Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы, который стремился завладеть властью над всей Японией, поэтому вкладывал в свои мечи проклятия для всей семьи Токугавы.
Доподлинно известно, что с мечами Мурамаса связана череда загадочных смертей в этой правящей династии. На мечи мастера был наложен строжайший запрет: их изымали и уничтожали, хранение такого меча каралось смертной казнью, но все прославленные самураи мечтали владеть им. Это единственный в истории случай гонения на оружие. До наших дней сохранилось только несколько легендарных клинков, один из мечей Мурамаса представлен в экспозиции проекта «Самураи». |
Искусство было неотъемлемой частью жизни самурая наравне с войной, и зал живописи – важная часть экспозиции. Здесь представлена расширенная коллекция живописных свитков, ширм, а также предметов быта и аксессуаров, служащих для декорирования интерьера в традиционном японском стиле. Среди экспонатов работы мастера Ватанабэ Кадзан, представляющие портреты политиков и правителей. Представлено наследие школы живописцев Кано и их учеников. Помимо монохромной живописи тушью, художники этой школы разработали целое направление декоративной и изысканной полихромной живописи. Расписанные ими ширмы, веера и настенные панно, стали лицом японского изобразительного искусства периода Адзути-Момояма. Например, Кано Эйтоку (1543—1590) был дизайнером роскошных интерьеров грандиозного замка Адзути и дворца Дзюракудай, возведенного в качестве императорской резиденции.
|
Блистательная эпоха Эдо, время всесилия самурайского сословия, долгого мира и экономического рассвета, принесла в японскую культуру грандиозный пласт изобразительного искусства – традиции городской гравюры. Растущее городское сословие купцов, быстро богатеющих и, соответственно, получающих возможность приобщиться к «миру высокого», требовало собственных художественных канонов и собственной, доступной большинству, техники их исполнения.
Технология оттиска на бумаге изображения, предварительно выгравированного на деревянной дощечке, позволяла получить достаточно большой и сравнительно дешевый доступный всем слоям населения тираж. Эта техника была быстро оценена художниками, работавшими в стиле укиё-э («картины изменчивого мира»). Величайшими мастерами укиё-э считаются Тёсюсяй Сяраку (работал в 1794-1795 гг.), великий пейзажист Кацусика Хокусай (1760-1849) и, конечно же, Утагава Куниёси (1798—1861), ставший едва ли не главным «певцом» самурайского сословия. К наиболее плодотворным мастерам укиё-э, творившим на закате блистательной эпохи Эдо, относятся представители школы Утагава. Примерно половина всех сохранившихся к настоящему времени гравюр были созданы именно ими. |
В Японии тысячелетний обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения. Но начиная с 15 века, самураи удовлетворяли свое тщеславие и одновременно демонстрировали богатство, украшая оправу своих мечей и кинжалов. Кузнецы достигли такого мастерства в работе с металлом, что сплавы не уступали яркостью и красотой самоцветам: смешанные в различных пропорциях, они давали разнообразную гамму цветов и оттенков, в которой были иссиня-черный сплав сякудо и голубое золото - ао-кин.
Литературные произведения, природа, сценки из городской жизни ничто не ускользнуло от внимания мастеров цубако. Искусство украшения цуба стало подлинно национальным художественным явлением, пережившим столетия. Сегодня цубы самурайских мечей – объект охоты коллекционеров по всему миру. «Самураи. Искусство войны» представляют предметы из частных собраний, среди которых оправы из драгоценных металлов таких известных ювелирных школ, как Канто, Киото Сукаси и Нара. |
Такие традиционные японские искусства, как, например, каллиграфия и живопись, всегда были неотъемлемой частью образования настоящего самурая. С наступлением эпохи Эдо в 1603 году необходимость в постоянных сражениях отпала и многие воины в полной мере раскрыли свои таланты художника, поэта, каллиграфа.
В зале дворцового быта представлены материальные ценности, окружавшие утонченных военных аристократов во времена мира. Помимо живописи экспозицию украшают: мебель, одежда, лакированные изделия, аксессуары, предметы миниатюрной пластики и предметы интерьера. Особенность подхода японцев к декорированию интерьера в том, что они избегают симметрии и повторов. Кроме того, ценится способность художника в предельно лаконичной форме передать свой замысел. Поэтому каждый предмет искусства на первый взгляд кажется простым, но затем раскрывается во всем совершенстве и законченности. |
В экспозиции можно будет увидеть свадебные мантии учикаке, торжественные кимоно самураев и даже кимоно для ритуального самоубийства сэппуку. Кроме того, будут представлены наряды, участвовавшие в съемках фильма «Мемуары гейши» и попавшие в частные коллекции после съемок.
Зрители увидят редкие кимоно ручной работы, расшитые золотом и серебром, ритуальные самурайские хакама и хаори, накидки военачальников дзимбаори, костюмы актеров театра кабуки и но. Именно этот изысканный стиль японских кимоно вдохновлял таких дизайнеров и художников как Ив Сен Лоран, Ван Гог, Пабло Пикассо, Коко Шанель. Познать все тонкости японского одеяния помогут отдельные экскурсии, раскрывающие историческое и эстетическое значение кимоно. |
В небольших скульптурах окимоно и нэцке отразились легенды и популярные сюжеты, связанные с культурой самураев. Это божества и мифические животные, демоны и великие святые. Каждый герой олицетворяет огромную силу, как физическую, так и духовную. Представленные в этом зале скульптуры расскажут о той части жизни самураев, которую, казалось бы, невозможно выразить предметно. В вещах, украшавших повседневную жизнь воинов, навсегда запечатлены идеалы их жизни и веры.
Наиболее ценными считаются изделия из слоновий кости, иногда тонированные раствором чая и украшенные гравированным орнаментом. В экспозиции проекта представлены предметы из частных коллекций, созданные в 17 - 19 веках. |
Известный мастер историко-героического жанра Утагава Куниеси в конце 1840-х годов создал
великолепную серию гравюр «Сэйтю гисидэн», посвященную подвигу сорока семи ронинов. Безусловно, на гравюрах изображены реальные исторические персонажи, о чем нам также повествует биографический текст, сопровождающий каждую гравюру. Помимо коллекции гравюр Утагава Куниеси, в экспозиции доспехи и мечи семьи Асано, предметы быта и личные вещи семьи Асано и ронинов. |
Сюнга в дословном переводе означает «весенние сюжеты» и сейчас используется для общего обозначения японских произведений искусства эротического содержания. Произведения в жанре сюнга крайне своеобразны
и кроме эротического контекста содержат в себе множество сведений о традиционной культуре Японии. В экспозиции проекта представлено более 100 предметов искусства 17 - 19 веков, среди которых живописные витки известных авторов и редкие «Свитки невест». |
Особая экспозиция представляет предметы ювелирного искусства самого роскошного периода истории Японии (1868 - 1912). Для создания предметов роскоши мастера ювелиры использовали невероятные техники работы
с металлами, лаками и драгоценными материалами. Более 300 шедевров высочайшего класса составляют дополнительную экспозицию проекта «Самураи. Искусство войны». |
Особая часть проекта - использование современных технологий для эффекта полного погружения в мир древней Японии. Масштабные мультимедийные проекции позволяют оказаться среди исторических сражений и на улицах средневеково города. В разных залах представлены интерактивные панорамы и видео-инсталляции об истории создания оружия и доспехов, о японской культуре и кодексе чести «Бусидо». Уникальное 3D проецирование и видео-мэппинг оживляют подлинные предметы и создают уникальное шоу не на экране, а на реальных экспонатах.
|
Отличительная особенность проекта - ежедневная развлекательная программа, так что и искушенные любители Японии, и просто интересующиеся культурой Востока, могут приходить на выставку за новыми впечатлениями множество раз. Каждый посетитель сможет найти развлечение по своему вкусу - принять участие в чайной церемонии или занятии по каллиграфии, посетить театральное представление или лекции по философии самураев, истории, культуре и традициях Японии. В рамках выставки постоянно проходят крупные фестивальные мероприятия, концерты и презентации.
|
v@isamurai.ru
WhatsApp +79166114522 |